ПОИСК
Україна

«О том, сколько детей в еврейской семье, раньше узнавали по количеству… висящих на стене скрипочек»

8:45 10 лютого 2012
В Запорожье открылась новая синагога — третья в Украине, построенная за годы независимости

Новое здание (на фото) с непривычной для здешних мест архитектурой выросло на пересечении улиц Грязнова и Героев Сталинграда. Задолго до торжественного открытия горожане знали, что здесь будет располагаться синагога. И многие пришли на открытие Еврейского национально-просветительского центра, под крышей которого, кроме синагоги, разместились библиотека, общинный центр и молодежный клуб. Примечательно, что новая синагога, которую строили семь лет, находится вблизи частного сектора времен Александровска (так город назывался до 1921 года), где когда-то массово проживали евреи.

«В шаббат отключаем мобильные телефоны и не пользуемся компьютерами. Этот день мы еще называем «островом покоя»

На новоселье во дворе Еврейского центра яблоку негде было упасть. Среди гостей были послы Израиля и Азербайджана, главный раввин Израиля, глава Днепропетровской синагоги, раввины многих регионов Украины. Профинансировал строительство здания благотворительный фонд «Еврейская община Запорожской области», главными меценатами которого являются известные бизнесмены и банкиры Игорь Дворецкий и Артур Абдинов. Артур Тазаханович и перерезал ленточку у парадного крыльца вместе с главным раввином Израиля Шломо Амаром и главой запорожской синагоги Нохумом Эрентроем. Почетные гости прикрепили на дверных косяках при входе в здание и в молитвенный зал мезузы — пергаментные свитки, на которых на иврите написаны два фрагмента Торы, помещенные в специальные футляры. Так положено в каждом еврейском доме.

Быть может, кому-то покажется удивительным, что один из спонсоров еврейской синагоги по национальности азербайджанец, а по вероисповеданию мусульманин. Чрезвычайный и Полномочный Посол Азербайджанской Республики в Украине Эйнулла Ядулла оглы Мадатли подчеркнул, что с помощью Артура Абдинова построен «духовный мост дружбы между народами». Ну а больше всех присутствующих развеселил городской голова Запорожья Александр Син, который в своем выступлении в честь открытия синагоги пошутил: «Знаете, как говорят: все люди евреи, просто пока еще не все в этом признались». К слову, сам Александр Ченсанович кореец по происхождению.

Посетить синагогу пригласили самых почетных и уважаемых людей общины — ветеранов Великой Отечественной войны. Чтобы старики не маялись в городском транспорте и не рисковали здоровьем на скользких тротуарах, их доставили сюда на автомобилях. Заняв места на скамейках молитвенного зала, пенсионеры с интересом рассматривали архитектуру и интерьер помещения. Гости признавались, что здание сделано с большим вкусом и они очень рады, что дожили до этого дня.

 — Раньше я ездил в старую синагогу, а теперь здоровье не позволяет: стал слепой, глухой, — посетовал бодрый на вид дедушка с военными наградами на груди. Михаилу Евсеевичу Бергеру идет 97 год, и он старейший среди приглашенных.

 — Традиционно у восточной стены на возвышении находится арон кодеш — священный ковчег, где хранят Торы, — рассказывает помощник главного раввина Иосиф Векслер. — Считается, что чем больше в синагоге свитков Торы, тем больше благословения будет. Пишет каждый свиток вручную софер, обученный этому специально, потому что нельзя ошибиться ни в одной букве. Даже в точечке! Этот же человек пишет мезузы, которые затем укрепляют на косяках дверей. Каждый раз, проходя в двери, евреи дотрагиваются до нее пальцами правой руки, которые затем целуют. Потому что в Торе написано: «И будут эти слова над глазами вашими, на сердце вашем и на косяках дверей ваших».

Чтобы данное Всевышним указание было понятно, мой гид показывает талит — особое покрывало (которое женатые мужчины надевают во время утренней молитвы) и тфилин — коробочки, в которые вложен пергамент с определенными словами в определенном порядке. Один тфилин одевается на лоб: вот оно «над глазами вашими», другой — на левую руку (»на сердце вашем»).

 — Здесь обычно стоит хаззан (тот, который ведет молитву), а перед ним лежит сидур — молитвенник, только большой, с крупными буквами, чтобы было удобно читать, — продолжает помощник раввина. — Над ковчегом для Торы — витраж. Посредине витража начертаны десять заповедей на иврите. Вокруг них — знаки 12 колен Израилевых. А вот размещать в синагоге изображения людей мы не можем. Не нужны здесь и какие-либо украшения: для евреев не важно, как выглядит помещение, важно, что здесь читается Тора.

О шаббате — священной для евреев субботе — знает, пожалуй, каждый, но понимает ли его смысл?

 — В этот день вся семья собирается вместе, — объясняет мой собеседник. — Это закон, все должны прийти в гости к папе. Папа на самом деле у нас один, он там, — поднимает палец вверх, — находится, это Всевышний. Мы отключаем мобильные телефоны, не поднимаем телефонные трубки, не пользуемся компьютерами. Мы еще называем этот день «островом покоя». В шаббат глава семьи учит с детьми святые книги, накрывает праздничный стол. Нужны хорошая еда и масса положительных эмоций. Такое общение объединяет, поэтому еврейские семьи традиционно крепкие. Узнав о шаббате, мой знакомый психотерапевт решил рассказывать об этом бизнесменам, с которыми работает, потому что они не умеют отвлекаться. «Я, — говорит, — пытаюсь им объяснить, что они должны хотя бы раз в неделю (пускай, если это человек православный, будет воскресенье) выключить телефон, отключиться от всех мирских дел и уделить внимание если уж не духовному, то хотя бы семье».

«Современные синагоги называют в честь людей — это самая лучшая память о ком-то»

 — Синагога в Запорожье выполнена в традиционной архитектуре и максимально повторяет внешний облик Иерусалимского храма (X-I века до н. э. — Авт.), — объясняет раввин Запорожья Нохум Эрентрой. — Есть обязательное условие: евреи диаспоры должны молиться в сторону Израиля, поэтому стена, где находится шкаф с Торой — нашей Библией, должна быть ориентирована на Израиль. А вот в Израиле они должны быть ориентированы на Иерусалим, в самой же израильской столице — на Иерусалимский храм.

— Какие еще требования соблюдались при строительстве синагоги?

 — Выбирается чистое место в городе, чтобы рядом не было заводов и промышленных предприятий. Внутри должен быть зал молящихся для мужчин и второй этаж — для женщин. (В одноэтажной синагоге это может быть просто отделенное место.) Причина не в том, что женщины хуже, как раз наоборот — женщины лучше мужчин, и они находятся ближе к Творцу. Кроме того, у хранительниц очага гораздо больше забот и хлопот, поэтому они могут не оставаться до завершения службы. Со второго этажа можно уйти, не отвлекая окружающих.

Когда человек заходит в синагогу, он должен чувствовать высоту (до потолка — 14 метров). Каждая синагога чем-то уникальна, хотя есть и схожие элементы, например, округлые окна. В нашем случае постарались совместить древнюю и современную архитектуру.

Сначала мы думали ограничиться ремонтом Центральной хоральной синагоги, но потом поняли, что лучше построить новое здание. И когда спонсоры дали добро, стали искать место в центре города, чтобы сюда было удобно добираться жителям всех районов.

Семьдесят лет назад в одном только Днепропетровске было более 40 синагог, а в Киеве — в два раза больше. В 90-х годах сохранившиеся здания вернули общинам. Однако на сегодняшний день потребность запорожской общины в молитвенном доме выросла. Особенно это заметно в праздники: Новый год, Йом-Кипур, Симхат… В новой синагоге 250 сидячих мест в нижнем зале и 200 — на галерее. А стоячих мест еще больше.

— Здание отделано красивым камнем…

 — Такого в городе больше нет! Кроме Кривого Рога и Днепродзержинска, Запорожье — третий город в Украине, где построена новая синагога. А так как она создана по образцу Иерусалимского храма, то и облицована подобием иерусалимского камня. На самом деле его привезли из Крыма.

В субботу и в праздники нам запрещено, например, пользоваться микрофоном, потому что он связан с электричеством. Поэтому мы позаботились о хорошей акустике: чтобы голос уходил вверх, здесь куполообразно сделан потолок.

— Знаю, что название синагоге дано в честь двух матерей — Гиймат-Роза.

 — Часто современные синагоги называют в честь людей — это считается самой лучшей памятью о человеке. Наши спонсоры решили назвать синагогу в память о маме Артура Тазахановича Абдинова — Гиймат, которая была уникальной женщиной, и в честь мамы господина Дворецкого — Розы, дай Бог ей здоровья на долгие годы.

«Хороший человек и плохой математик лучше, чем хороший математик, но плохой человек»

— Ребе Нохум, расскажите, пожалуйста, о себе, — прошу я раввина.

 — Мне 41 год, я родился в Иерусалиме. Моя супруга Дина, дай ей Бог здоровья, тоже из Израиля. В Запорожье мы приехали 14 лет назад, когда я сменил своего предшественника. Это было непростое решение — оставить родину, близких и ехать в чужую страну учить людей. Мы переживали, как у нас это получится, ведь не знаем языка. Я говорю на идише и иврите, английскому учился в Нью-Йорке. А по-русски приходилось все время разговаривать через переводчика, и это было неудобно. Поначалу испытывали сложности, и годы были непростые — середина 90-х, люди больше думали о еде, а не о духовности. Кстати, многие даже стеснялись признаваться, что они евреи. Русскому языку я сам старался учиться по книгам и в общении с людьми.

— А украинскому уже научились?

 — Українській мові — трішки. (Улыбается.) Думаю, со временем тоже его выучу.

— Сколько у вас детей?

 — У нас семь сыновей.

 — Нашему старшему в феврале исполнится 17 лет, в тот же день самому маленькому будет три года, все остальные между ними, — уточняет супруга раввина Дина, миловидная улыбчивая женщина.

*Раввин Запорожья Нохум Эрентрой с супругой Диной воспитывают семерых сыновей

— Вы успеваете проверять тетрадки, заботиться о каждом и много готовить?

 — Да. Если это делать правильно, то все получается. У нас очень гостеприимная семья, мы никогда не едим дома сами, в нашем доме всегда гости. И хотя у меня есть помощница, дети тоже с удовольствием нам помогают.

— Чему учите ваших детей?

 — Во-первых, я учу их быть хорошими людьми. Мне не так интересны успехи детей в математике, как то, что они должны стать хорошими людьми. Вот если к тому же кто-то станет хорошим математиком — это успех, а если наоборот: хороший математик, но плохой человек — значит, мое воспитание не будет считаться успешным.

Наши сыновья увлекаются музыкой. Старший Менахем Мендель играет на трубе, Элизар учится играть на кларнете, Дуби начинал учиться играть на гитаре, но бросил… Четвертый сын у нас скрипач. Из двойняшек-первоклассников один хочет играть на пианино, другой выбирает между кларнетом и скрипкой. Наши двойняшки такие смешные и совсем разные. Один послушный, другой балованный, один полненький, другой худой. Один приходит домой и сразу же садится за домашние задания, второй без наших уговоров за уроки никогда не сядет. И это при том, что разница между ними всего три минуты!

— Скажите, Дина, а восьмой сын будет?

 — Восьмой будет девочка! Мы очень этого хотим. Я сама из многодетной семьи, нас у родителей было 16 детей, я — одиннадцатая.

Покидая синагогу, один из милых дедушек, как будто в подтверждение моего разговора с семьей раввина Нохума, сказал мне интересную фразу: «Раньше количество детей в еврейской семье можно было узнать по числу скрипочек, висящих на стене». И пояснил: «Это потому, что евреи всегда стараются дать детям музыкальное образование». Когда мой собеседник назвал свое имя — Аркадий Хунович Гендлер, я вспомнила, что его мне заочно представили как автора и исполнителя еврейских песен на идиш, фольклориста и педагога, участника фестивалей клезмерской музыки в Украине и за рубежом.

Фото автора

3177

Читайте нас у Telegram-каналі, Facebook та Twitter

Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів
 

© 1997—2021 «Факти та коментарі®»

Усі права на матеріали сайту охороняються у відповідності до законодавства України.

Матеріали під рубриками «Офіційно», «Новини компаній», «На замітку споживачу», «Ініціатива», «Реклама», «Пресреліз», «Новини галузі» а також позначені символом публікуються у якості реклами та мають інформаційно-комерційний характер.