ПОИСК
Україна

Налоговые службы «накрыли» крупную мошенническую фирму и решили отдать заблокированные на ее счету деньги не государству, а… Обманутым людям

0:00 23 жовтня 1999
Інф. «ФАКТІВ»
Механизм возврата средств в данный момент разрабатывается

Казалось бы, о мошеннических фирмах, привлекающих наших доверчивых соотечественников возможностью быстрого и легкого заработка, уже писано--переписано. Что же еще можно добавить? Кого еще следует предупредить? И тем не менее жители Украины упорно продолжают пересылать, относить, передавать деньги мошенникам в надежде стать богатыми сразу и навсегда…

Мошеннические фирмы охотятся за адресами простаков

Эта история началась более года назад, когда в Украине появилась фирма «П. С. Д». Принцип ее действия был прост -- в газете помещалось рекламное объявление приблизительно такого содержания: желающим похудеть предлагается чудо-способ (какой, естественно, не указывалось). Чтобы похудеть, нужно всего лишь заполнить купон, указав, какой вес необходимо сбросить, форму оплаты (наличная или безналичная), обратный адрес и выслать его фирме вместе с почтовым переводом на сумму 20 грн.

Конечно, отдать 20 гривен посторонним людям и поголодать -- это чудесный способ похудеть. Тем не менее фирма высылала клиентам еще и «магнитные клипсы», которые следовало носить на какой-нибудь части тела (предполагалось, что такие клипсы влияют на нужные нервные центры и отбивают аппетит).

Казалось бы, все довольны. Но не тут-то было. На самом деле фирма охотилась не столько за 20 гривнями, сколько за… адресами. Причем мошенники рассуждали достаточно здраво: человек, не побоявшийся выслать деньги незнакомым людям один раз, сделает это еще и еще. Тем более, если через некоторое время отправить ему сообщение, что он «выиграл СУПЕРПРИЗ!!!! (и это без обмана)».

Представляете, человек получает большой конверт с книжным каталогом и письмом, в котором указано, что клиенту, заказавшему чудо-клипсы, присвоен личный секретный (!!!) номер. Этот номер принял участие в компьютерном розыгрыше и победил. Так что «вы являетесь обладателем одного из шести призов». В списке призов, кроме аудио-, видео- и бытовой техники, -- автомобиль и кольцо с бриллиантом. А для того чтобы подтвердить свое участие в конкурсе, необходимо заказать несколько книг из каталога (стоимость каждой -- около 30 грн. ). Кроме того, если заказ превысит 60 грн. , фирма обещает БЕСПЛАТНО выслать сюрприз -- отличный фотоаппарат.

По истечении нескольких месяцев человек, заказавший книгу из каталога, получает бандероль с книгами, стоимость которых составляет в лучшем случае 5 грн. Но, что более интересно, через пару месяцев приходит еще одна бандероль с… пластиковым муляжом фотоаппарата (который по всем законам физики не может производить фотографические снимки) и «кольцом с бриллиантом» (явно не золотым, с крошечным куском мутного стекла). К этому произведению искусства приложен «Сертификат подлинности», где указывается: «Ваш астральный камень бриллиант, который находится в этом пакете, является подлинным драгоценным камнем». Заверено неразборчивой подписью ювелира. Народ возмущен. Занавес…

«Международный бутик драгоценностей» начал рассылать письма… бывшим клиентам «П. С. Д. »

Действие второе. В конце июня нынешнего года в Жовтневом районе города Киева было зарегистрировано дочернее предприятие «Международный бутик драгоценностей». На должность генерального директора в августе назначили гражданина Франции армянского происхождения Т. (он, будучи подданным иностранного государства, на территории Украины не регистрировался и на обязательный учет в отделе паспортно-визовой работы г. Киева не становился). Менеджером предприятия (и одновременно человеком, который занимается обработкой почты) стал житель Белоруссии Р.

Так вот, несмотря на то, что «П. С. Д. » прекратила свою деятельность еще в прошлом году, «Международный бутик драгоценностей» разослал многим бывшим клиентам этой фирмы письмо. Оно начиналось многообещающе: «СТОПРОЦЕНТНАЯ ГАРАНТИЯ. Это не шутка… и без обмана». Далее шли горячие поздравления: «Вы выбраны нами среди миллионов жителей Украины, и вы получите наш подарок!… Браво!».

Кроме того, в письме сообщалось: «Международный бутик драгоценностей» предоставляет великолепную возможность получить подарок, который «поможет решить вам ваши важные проблемы и приобрести вещи, о которых вы давно мечтали, но не могли себе позволить». Честно говоря, понять, что это за подарок, очень трудно. В письме изображены 16 прямоугольников и объясняется что это -- 16 бумажек, стоимость каждой из которых составляет 100 гривен. Они и являются тем самым подарком на сумму 1600 гривен.

И нет ни слова о том, что нужно делать с бумажками, имеют ли они денежный эквивалент или хотя бы намек на то, что в качестве подарка вам вышлют какую-то вещь стоимостью 1600 гривен. Зато указано, что получить пачку бумажек вы можете у «финансового директора» (где тоже не говорится). Нужно лишь заполнить персональный акт принятия условий и отправить его на фирму. Причем «для этого у вас есть только 10 дней»…

А в бланке самого акта (не самым крупным шрифтом) указано, что необходимо выслать еще 24,9 грн. , чтобы оплатить расходы по доставке «ценного» подарка. Кроме того, всего лишь за 5 грн. вам предлагают воспользоваться услугой по внеочередной обработке и обслуживанию вашего акта (в таком случае сумма взноса составит 29,9 грн. ) и ускорить получение своего подарка.

Названную сумму фирме можно было отправить почтовым переводом или перечислить на расчетный счет. Квитанцию об оплате следовало приложить к письму. Кстати, ни в сообщении, ни в акте не указывалось, при чем тут драгоценности и почему фирма называется «Международный бутик»…

Людмила Р. в свое время была клиентом «П. С. Д. ». И у нее остались не очень приятные воспоминания о сотрудничестве с этой фирмой. Тем не менее, прочитав сообщение о выигрыше, женщина решила отправить перевод и получить свой приз.

-- Конечно, в этом сертификате все было запутанно и непонятно. Я вообще обычно не доверяю письмам без адреса и телефона фирмы. А там были только подпись директора, номер счета и абонентского ящика. Даже не указано, что это за шестнадцать бумажек, -- акции, деньги, бланки…

Меня также волновало, что квитанцию об оплате нужно вложить в письмо. Ведь тогда у меня не остается никаких доказательств, что я уплатила эти деньги…

После того, как я выслала перевод, прошел месяц. И ни ответа, ни привета. Мы с подругой пошли на почту, потом пытались что-то узнать об этой фирме. В конце концов мы отправились по тому адресу, где раньше была «П. С. Д. », поскольку их адрес нам был знаком и фирмы похожи. Там нам сказали, что нужно верить, и приз обязательно придет. А еще сообщили, что «Международный бутик драгоценностей» поменял адрес, и где он теперь, им неизвестно.

Первыми на «Международный бутик драгоценностей» обратили внимание работники почты

Действие третье. Поскольку корешки от переводов и письма с квитанциями направлялись на абонентский ящик, снятый «Международным бутиком драгоценностей» на Главпочтамте, первыми этой фирмой заинтересовались именно работники почты. Заместитель директора Киевской городской дирекции «Укрпочты» Николай Пинчук рассказал «ФАКТАМ»:

-- К нам стали поступать письма и телефонные звонки с просьбой проверить, что за фирма сняла у нас абонентский ящик. Честно она работает или нечестно. Тогда-то мы обратили внимание, что на этот адрес приходит множество писем с переводом на одну и ту же сумму…

Дело в том, что у нас действительно существует такая услуга, как «товары -- почтой». Фирма выпускает свой каталог товаров и распространяет его через предприятия связи. Человек может заказать любую вещь из этого каталога и получить ее. Но(!) только наложенным платежом. Это значит, что на адрес заказчика приходит посылка, которую он получает после того, как уплатит необходимую сумму.

В этом же случае фирма сначала требовала выслать деньги, а потом обещала переслать товар. Поэтому, когда на почту пришел сотрудник «Международного бутика драгоценностей», мы попросили его предоставить нам свой каталог. Он отказался сделать это сразу, сказав только, что «каталог будет». Тогда мы, в свою очередь, отказались выдать ему корешки от квитанций до выяснения обстоятельств. И обратились в правоохранительные органы.

Работники Управления налоговой милиции города Киева провели оперативную проверку «Международного бутика драгоценностей». Вот что рассказал «ФАКТАМ» начальник отдела Управления налоговой милиции города Киева Виктор Дворников:

-- Эта фирма не имела лицензии на внешнеэкономическую деятельность, не была зарегистрирована на таможне. Поэтому совершенно неясно, как она собиралась привозить импортные товары и собиралась ли она это делать вообще. Кроме того, мы не смогли найти людей, которые зарегистрировали это предприятие. Они исчезли и в данный момент находятся в розыске.

В ходе расследования выяснилось, что на счет фирмы на протяжении последних полутора месяцев поступило 573,7 тыс. грн. Из них 497,5 тыс. грн. -- от граждан. Если учесть, что взнос каждого человека составлял 24,9 или 29,9 грн. , то получается, что клиентами этой фирмы стали около 17 тысяч человек. Часть денег предприниматели расходовали на изготовление и распространение рекламных листовок и на почтовые издержки. Ни копейки не было потрачено ни на заключение международных контрактов, ни на уплату налогов. В данный момент на их счету заблокировано почти полмиллиона гривен.

Самое главное, что привлечь эту фирму по факту мошенничества не представляется возможным. Ведь они не указывали сроки, в которые обязуются передать подарок. Поэтому любой адвокат разнесет наши обвинения в пух и прах. Вот если бы они скрылись с этими деньгами (и это можно было бы доказать), тогда другое дело. А пока «Международный бутик драгоценностей» можно привлечь к ответственности только за уклонение от уплаты налогов. Что мы и сделали.

Противостоять мошенническим фирмам подобного рода могут только сами люди. Что интересно: когда они узнают о своем «выигрыше», несут деньги в кассу, высылают квитанции -- они не обращаются к налоговым органам. Хотят быстро разбогатеть и ни с кем не советуются. Но когда выясняется, что их обманули, начинают звонить во все колокола, обращаться в газеты, в милицию, к налоговикам…

К счастью, деньги этой фирмы остались в Украине. И пожалуй, впервые в истории нашего государства, руководство Государственной налоговой администрации Украины приняло решение не передавать их в бюджет, а вернуть обманутым людям. Механизм возврата в настоящее время разрабатывается. Но хочу еще раз подчеркнуть, что благодаря оперативности и профессионализму работников налоговых органов в этом случае нам удалось изъять деньги. Однако в карманах других мошенников продолжают пропадать тысячи, миллионы гривен…

P. S. Может быть, кто-то, прочитав эту статью, скажет: «Опять вы за свое. Ну сколько можно?!». А столько, сколько нужно для того, чтобы наши люди перестали отдавать свои деньги сомнительным фирмам. Поэтому еще раз напоминаем, что, несмотря на все заверения, гарантии, соглашения, сообщения, печати и подписи, бесплатный сыр по-прежнему бывает только в мышеловке.


«Facty i kommentarii «. 23 октября 1999. Экономика

401

Читайте нас у Telegram-каналі, Facebook та Twitter

Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів
 

© 1997—2021 «Факти та коментарі®»

Усі права на матеріали сайту охороняються у відповідності до законодавства України.

Матеріали під рубриками «Офіційно», «Новини компаній», «На замітку споживачу», «Ініціатива», «Реклама», «Пресреліз», «Новини галузі» а також позначені символом публікуються у якості реклами та мають інформаційно-комерційний характер.